Ткачество. Плетение узоров и орнаментов в одежде индейцев

Большинство орнаментов в одежде индейцев представляли собой прямые линии. Также характерны были и зигзагообразные узоры. Соединение двух зигзагообразных рисунков формировало треугольники. Их называли «хвост выдры». В вышивке всегда присутствовало много геометрических узоров. Впоследствии в моду вошло плетение цветочных орнаментов. Растения стали излюбленными мотивами.

На полотнах изображали розы, виноградные лозы, листья.

Часто встречались существующие и вымышленные животные: олени, выдры, птицы с огромным размахом крыла, а также существо, которое они называли подводной пантерой. Последняя имела вытянутое тело с длинным хвостом и рогами на голове. Индейцы боялись и уважали это божество. По преданиям оно знало все лечебные травы, спасающие от любых болезней.

Огромная птица почиталась как покровитель войны. Эта птица присутствовала на мешочках для табака, мокасинах.

Ткацкие станки

Девочки учились ткать вручную и на специальном станке.

Для этих целей использовали сухожилия и высушенные волокна растений. Постепенно их вытеснили хлопковые и льняные европейские нити. В тканых изделиях преобладали геометрические узоры: треугольники, квадраты, ромбы и прямые линии. Цветочные узоры, а также плавные изгибы были сложнее по технике исполнения. Они встречались реже в тканых полотнах.

Возможно, такие типы узоров появились после нанесения разрезов на свернутый кусок бересты. При разворачивании получался некий орнамент.

Главной задачей станка являлось закрепление нитей основы.

Существовало несколько видов станков.

Одним из самых простых станков были привязанные с одной стороны к дереву нити. Другой конец индеец закреплял у себя на поясе. Таким образом создавалось нужное натяжение нити.
Самый сложный станок являл собой деревянную рамку, по высоте которой крепились нити основы.

Ширину изделия определяло количество нитей.

Полоски на рукава и колени насчитывали от трех до пяти дюймов ширину. Бандольера (полоса сумки на длинном ремне) могла быть шириной до 12 дюймов.

Различали два основных метода плетения: квадратное и с уклоном.

При квадратном плетении нити основы пересекались с рабочей нитью под прямым углом.

Узор создавался цветными бусинами, которые нанизывали на нить утка – приспособления, крепившего рабочую нить.

Диагональное плетение отличалось сложностью выполнения.

Нити соединялись вместе. Их связывали узлом и закрепляли на основе из кожи или замши. При плетении нити основы и утка менялись функциями. Получалось, что бисеринки переплетены дважды. Этот метод использовался при плетении узких предметов.

Редко встречался метод сетчатого плетения.

Множество одинарных и двойных нитей переплетались вертикально и горизонтально. Изделие получалось плотным за счет натяжения нитей.

Ручное ткачество представляло собой плетение из цветной пряжи с нанизанными бисеринками. Плели с помощью иглы. Получались зигзагообразные, ромбические и шестиугольные орнаменты.